Образовательная программа по русскому языку

Программа дополнительного образования детей «Современный русский язык» (Основные разделы и понятия науки о языке) предусматривает углублённую подготовку учащихся старших классов школ Костромской области по русскому языку. Актуальность программы обусловлена её соответствием современным научным исследованиям в области лингвистики, методики русского языка, дидактического проектирования, сущность которых состоит в поиске оптимального содержания дополнительного образования школьников по предмету «Русский язык», оптимальной модели профессиональной деятельности педагога, обеспечивающей развитие у обучающихся всех типов предметных и метапредметных компетенций в процессе углублённого освоения курса. Новизна подхода к реализации программы дополнительного образования состоит в использовании комплексного технологического подхода к построению процесса обучения. Данный процесс рассматривается в программном документе как результат дидактического проектирования, заданный алгоритмом: уточнение дидактической цели, фиксация ожидаемых результатов обучения – поиск приемлемых технологических способов обучения – соотнесение каждого варианта с уточнённой дидактической целью – преобразование избранного варианта технологического способа обучения в новом контексте педагогических условий – определение процедуры деятельности педагога в процессе осуществления технологии как адаптированного технологического способа обучения – создание средств диагностики качества усвоения учебного материала школьниками в соответствии с поставленными целями и критериями оценки степени усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков. Основная цель программы – развитие и совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся, реализуется через решение следующих частных задач:

– углубление знаний о лингвистике как науке, языке как многофункциональной развивающейся системе, взаимосвязи основных единиц и уровней языка;

– обеспечение дальнейшего овладения школьниками умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

– обеспечение практического использования учащимися лингвистических знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Режим занятий: один раз в неделю 2 академических часа